Ну вот наконец и пришло время рассказать о том, как же на права сдается в Польше (в частности во Вроцлаве), какие задания нужно выполнить и т.п.
В общем сначала учится теория, точно не помню но где-то около 30 часов. Наборы в группы проходят постоянно и в моей школе autko были например двухнедельные курсы с занятиями 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) и 4 недельные одна по выходным, вторая - вторник четверг. Так как на момент, когда я начал учить это все, времени у меня было много, то мог позволить себе сделать все как можно быстрее - за две недели. Два занятия отводилось на медецину - одно, при персональном осмотре врачом и выдаче справки, второе - когда приезжал реально работающий медик скорой помощи с маникеном, рассказывал о том как действовать надо в разных ситуациях требующих медецинской грамотности, ну и все пробовали вернуть пульс маникену, что конечно совсем не легкая задача.
После сдачи внутреннего экзамена по теории допускаешься до практики. Если хочешь себе какого-то определенного инструктора/машину (автомобили все Reno Clio, но есть разные по цветам и двигателям, но обычно никто ничего не просит) то об этом всем можно договориться. Я попросил самого директора, который сам преподовал нам теорию, чтобы он со мной поездил, т.к. мне понравился его подход в теории, а какой-то новый инструктор - всегда неизвестность)
Чему именно учимся на практике следует из требований и заданий экзамена, о которых я расскажу чуть ниже. В общем идет полная подготовка к нормальной дорожной жизни, культуре вождения, умению реагировать в необычных ситуациях, главное - уметь смотреть вокруг и делать выводы.
Половину практики я отъездил в вечерне-ночное время (с 20 до 22 в месяцы с ноября по апрель, без каникул зимних, которые почти месяц). Забыл сказать - нет такого, что ты ездишь с группой, или фиксированное время (два месяца например). Есть количество часов которые ты должен отъездить, а как часто это будет - зависит от тебя самого и твоего инструктора, мой был человеком достаточно занятым, и ездил я раз в неделю по два полных часа.
Теперь немного картинок:
Reno Clio в профиль.
Несколько машин во внутреннем дворе, перед входом к офису и залу в котором учат теорию.
Ну и наконец внутри.
(Все эти три картинки взял из галереи школы вождения, правда немного посмотрев в код страницы =), кто хочет смотрите здесь, тут их больше)
Моей личной проблемой было "отлетание". Все азы кроме конечно сцепления были достаточно хорошо освоены за первые 12-16 часов, и тогда мне инструктор сказал, что я езжу так, как многие после 30 часов не ездят. А потом столкнулся с проблемой "отлетания" и все пошло медленно и без развития - заключалась она в том, что мозг просто отрубался и переставал думать. Никаких надоедливых мыслей или забот не было - просто такое, что когда дают команду свернуть, то сворачиваешь. Без маленьких плаников куда посмотреть/что сделать. 31 час можно было брать по желанию бесплатно, я воспользовался этим, но инструктор в итоге сказал, что мне лучше поехать отдохнуть на лето и оставить экзамен на после. По его словам шанс сдать экзамен на тот момент у меня был 40%, ну и самому было понятно, что не сэкономишь на этом - один экзамен (2010/2011 год) стоил/стоит 112зл, или около 30 евро.
Нулевка закончилась, дальше у меня был первый курс и первый семестр. В сентябре этим всем позаниматься не успел, а с октября уже учеба и совсем не до этого было. Вернулся к этому в середине второго семестра. В голове все восстановилось довольно быстро, но все равно понадобилось 4-6 часов, чтобы вспомнить все тонкости и трудности. И чтобы инструктор сказал "я спокоен за тебя, и за безопасность вокруг тебя". Сдав внутренний практический экзамен пошел уже на официальный в WORD (Wojewódzki ośrodek ruchu drogowego или в моем переводе - областной центр дорожного движения).
Интересна автоматизированность всего процесса. Я записался на совместный экзамен теория/практика. Теория сдается на компьютерах группой. Компьютеров около 20, вместо клавиатуры панелька с необходимыми клавишами. Ответив как минимум на 16 из 18 вопросов теста (варианты выбора любые, как обычно) засчитывается теоритический экзамен и получаешь доступ к практике. Никаких бумажек при этом не нужно - ты сдал, узнал свой результат, и он остается в системе. Перед экзаменом проверяются документы, и не сдает ли вместо тебя твой друг.
Практический экзамен состоит из трех этапов:
1)Проверка готовности автомобиля к движению, подготовка себя к движению.
2)Плавное движение по дуге вперед/назад. (Плавное означает, что не может быть остановок в других местах кроме конвертов) И старт с горки с ручника.
3)Движение по городу. При этом будет обязательно проверен один из 4 способов парковки, развороты, повороты и т.п. обычно около 40-50 минут если все идет хорошо и соответственно меньше, если были критические ошибки.
Оценка за теорию и практику зачет или незачет. Зачет по теории позволяет пробовать сдавать практические экзамены в течении ближайшего полугода. С этим проблем нет, но с практикой.. Лучше по порядку:
Около въезда к центру движения находится такой вот навесик. За навесом видно небольшое белое здание. Это ничто иное как зал ожидания, снвружи или внутри - где хочешь. В час сдает около 30 человек на мой глаз. Т.е. каждый час по динамикам говорят "приветствуем вас на экзамене ля-ля-ля ля-ля-ля, сейчас к вам подойдет экзаминатор и расскажет правила сдачи практического экзамена B". Приходит экзаминатор, рассказывает об этих трех этапах. После этого по динамикам по именам и фамилиям приглашают уже ко въезду в автодром. Там подходит экзаминатор и уже зовет кого-то определенного.
Часть автодрома более близкая к навесу с залом ожидания - они находятся от нас сейчас по левой стороне, и мы почти стоим под навесом. Здание на заднем плане - "база" скорых помощей, так что выезжая с автодрома надо смотреть в оба - они как раз из-за поворота выезжают. В этой части распологаются 3 дуги и один "холмик".
Фотография сделана около въезда/выезда на автодром. По левой стороне навес и 3 дуги, по правой-чуть впереди виднеется часть здания "базы" и скорые помощи. На самом автодроме - еще 2 дуги и холмик + разнообразные полосы для грузовиков, автобусов, мотоциклов. На сером автобусе кто-то сдает экзамен. Фотографировал в конце часа, так что движение на автодроме как раз маленькое.
Подробнее о первом этапе:
Забыл сказать что в машине находится четыре камеры. 2 направлены вперед, находятся под зеркалом, между их направлениями около 30-40 градусов, одна закреплена сзади и снимает через заднее стекло, и конечно же еще одна на меня с экзаминатором. У которого в придачу закреплен напротив колен монитор 15-17 дюймовый. В бардочке наверно располагается все необходимое для работы системы. Документы проверяет и показывает камере.
После этого предлагает выбрать из его "кипы" карт с вопросами одну желтую и одну зеленую, естественно наугад. Один цвет - проверка уровня одной из жидкостей (тормозная, охлождение, для мытья стекол, масло) или звукового сигнала. Проверка жидкостей - показать где находится спрашиваемая жидкость, сказать где минимум обозначен на сосуде, где максимум и что все ок. Только с маслом иначе. Ну сигнал - самое радостное конечно).
На второй карте проверка работы одного из типов фар. Или как это назвать. Например попросят проверить поворотники (нужно не забыть про то, что еще на двери моргает лампочка) или ближний свет, или дальний, или еще что-нибудь, включая тормоза и задний ход.
После этого экзаменатор просит приготовиться к движению. Это значит сесть в машину, настроить под себя зеркала, сидение, проверить двери и конечно пристегнуть ремень. По хорошему лучше на этом этапе включать фары, т.к. потом гораздо легче забыть.
Если все хорошо с этим - первый этап практического экзамена закончен. Но это ведь только начало) - провал любого из этапов обязывает прохождение заново всех этапов.
Ну теперь второй этап.
Движение по дуге. Экзаменатор ставит машину в конверт с одной стороны дуги. Потом он выходит из машины и наблюдает снаружи за движением автомобиля.
Перезжание линии или задевание стобика заканчивают экзамен с негативным результатом. Заглыхание/остановка раньше/позже чем положено/наезжание на линию оставляют право на вторую попытку. Которая, как известно, не пытка.
Сзади видна часть здания, в котором трясущиеся люди ждут экзамен, когда холодно, левее его - навесик.
Самое трудное выезжать из конверта задним ходом с поворотом вправо. Большинство школ учат приему, что после конкретного столбика поворачиваем руль на один оборот, ждем пока в зеркальце покажется прямая линия и возвращаем руль в "норму". На экзамене оказывается такая проблема, что у многих людей из-за нервов меняется время поворота руля около столбика и/или скорость движения задним ходом из-за чего они задевают столбик или слева или справа, или зеркальцем. По моим наблюдениям - обычно слева задним бампером или передним колесом.
А еще забыл - перед началом надо всегда оглядеться по сторонам, вдруг какие дети бегают. Не исключение и автодром, если начнешь движение не оглядевшись - остается одна попытка.
С дугой во время обучения инструктором у меня были проблемы со скоростью поворота руля в этой "схеме", или поворачивал не на точный угол. Пропобовали ездить "на чувство" - просто глазею в заднее окно и еду. Но оно то получалось то нет - должно получаться постоянно, и должны быть запасы слева/справа, потому что на экзамене будут нервы, и если слишком плотно было при тренировке - то на экзамене скорее всего будет провал.
За все мои 4 пробы (да их было именно столько и только последняя удачно, что логично)) у меня было две ошибки на дуге - первый раз забыл оглянуться, но на второй попытке все ок и поехали в город. Вторая ошибка - от нервов слишком сильно притормозил перед конвертом и машина стала.
На заднем плане за машиной и следящим за ней экзаминатором видна желтая будка - правее нее выезд с автодрома. В ней дожидаются экзаменаторов уже "вызванные" люди.
С движением под горку с инструктором у меня вообще ни разу не возникало проблем. На двух попытках однако были проблемы. Один раз забыл убрать ручник (!) LOL, на другой - слишком слабо отпустил сцепление, так что чуть-чуть откатился назад (нельзя более 20 см), с перепугу понесся вверх ревя двигателями и с писком шин.
Большинство из этих фотографий брал с сайта ворда, те которые в солнечную погоду - мои. Опять пришлось заглянуть в код страницы. Причем даже не одной, но ничего)
Если первый и второй этапы пройдены, то выезжаем в город. Как я уже говорил экзаминатор проявляет разные элементы. Повторение дважды одного типа ошибок (поворот без обозначения начала маневра поворотником, перестройка с полосы на полосу, разворот и т.п.) заканчивает экзамен с негативным результатом. Есть ошибки которые заканчивают экзамен сразу, и тебя выгоняют с места водителя и садят на место пассажира (ошибки угрожающие безопасности - не пропустить пешехода (это может быть даже собачка на поводке, лапками наступившая на дорогу) =), велосипедиста (сложно с ними, реально надо очень медленно ехать, чтобы было время осмотреть все. Есть просто велосипедные дорожки - и там они могут ехать как едут), перезжание сплошной/двойной сплошной, не остановка возле знака стоп, не уступление первенства движения и т.д.)
Первый экзамен я провалил, недалеко отъехав от автодрома - до первой публичной дороги. Забыл включить фары.
Второй - не правильный поворот влево. Дело в том, что во Вроцлаве дороги сильно отличаются от Брестских (где все улицы можно условно поделить на параллельные и перепендикулярные Московской). Отличаются и перекрестки - больше дорог с "травкой" посередине. И есть нерегулируемые перекрестки с такими дорогами. И поворачивая на них влево нужно не все время ехать вдоль "травки" а проехать чуть дальше и только потом повернуть. Если сделать как я описал сначала - заезжаешь на встречную. А я на том экзамене спутал с другим типом поворотов/перекрестков, и ехал вдоль..
Третий раз не сдал по очень редкой причине, да еще с угрозой безопасности. Дело в том, что обгон на нерегулируемых перекрестках велосипедов разрешен. Я ехал через такой перекресток и попался наредкость медленный велосипедист. Заметил его не слишком заранее из-за запаркованых автомобилей и поворота (перекресток не перпендикулярный). Ну тормозить по середине перекрестка как-то глупо, тем более что вроде бы все ок. Обогнал его. А как раз под нами были трамвайные пути. А на перездах в т.ч. и трамвайных обгонять нельзя. На обычном перезде это очевидно, но в такой ситуации.. Буду знать) Инструктор объяснил тем, что у велосипедиста могут колеса заскользить, а если в это время его обгонять, то.. ну ясно, погибнуть он может.
Мне еще повезло тогда ехать с курсантом в экзаменаторы и полноправным экзаменатором сидящим сзади. Курсантка конечно изрядно нервничала, ну и я от этого еще больше - был инцидент с пешеходом - когда я его позновато заметил и мы с ней одновременно начали тормозить. Ну я сказал, что тоже тормозил, и после короткой дискуссии разрешили мне ехать дальше. До того перекрестка.
После трех несдач нужно еще 5 часов доучиться. Впринципе очень хорошо что они у меня были - научился видеть знаки и думать, делать маленькие планики перед каждым маневром. Четвертый раз уже сдал, хоть было несколько необычных моментов. Самый яркий из них - ехал через перекресток на зеленый, свет должен был смениться на красный через 5 секунд. Ну и ехал конечно по правой полосе, т.к. она волшебная (если слишком долго ехать по левой - будет ошибка. Это если про полосы. А так - правосторонее движение, уступаем правой стороне на нерегулируемых перекрестках, на дуге смотрю в правое зеркало). Ну и возращаясь к перекрестку - были машины поворачивающие вправо, и было не видно, что они не успеют свернуть. Так что я стал за линией светофоров перед дорогой перпендикулярной. Машины конечно же досвернули, а я остался, зная что сейчас за спиной загорелся красный. Сказал инструктору, что съеду с путей (которые были как раз подо мной), запас небольшой был. Ну а дальше смотрел в зеркало заднего вида и ждал когда там поедут.
Ну вот в общем и вся история) Спасибо Богу, что учит, ведь случайности не случайны, и не без Его воли провалил первых 3 экзамена. Слава Ему.