Sunday, January 30, 2011

30.01.2011


Одно кольцо, чтоб править всеми,
Оно главнее всех,
Оно соберёт всех вместе
И заключит во тьме.

Практически наверняка каждый из нас читал книгу Толкиена "Властелин Колец" или хотя бы смотрел фильм. Я естесственно рекомендую книгу – ведь всегда приятно подержать в руках старый фолиант, ощутимого веса и непомерной толщины. Мало того, что толстые книги сами по себе притягательны, так еще и удивительный мир создан ее автором.
Добавляя немного скучной статистики – саму книгу прочитал четыре раза, один из которых в оригинале на английском. Фильм наверно столько же, только непомню смотрел в оригинале один или более раз). Ну и еще множество раз пройдены игры-стратегии созданные по творчеству Толкиена. Конечно, должно было придти время, когда расскажу побольше об этом, и думаю вот оно)
Кольцо Всевластья. На нем построен весь сюжет. Проблемы многих современных книг подобного рода, что в них есть все кроме кольца – иначе говоря что-то происходит, кто-то куда-то идет, а почему, зачем – не понятно, хоть такие книги затягивают в свои миры.
Когда писал сам рассказики и подумывал над написанием чего-то более крупного и стоящего проблема упиралась именно в это – были придуманы разные интересные персонажи и детали, какие-то фишки, важные битвы, в общих чертах мир, но не было кольца. То что получалось было какой-то смесью разных сюжетов книг, игр, фильмов такое, что было много действий, даже временами мысли у героев важные и интересные – но не было того. Вокруг чего все происходит.
Кольцо Всевластья. Странный артефакт. Толкиен не описал так прямо и понятно его действие. Не написал как это принято в нашу компьютерную эру "кольцо +100500 маны и здоровья", не дал какой-то такой четкой его характеристики, которая бы объясняла почему всевластье, это кольцо – просто зло.
Да, автор не оставил подробного описания. Он оставил отношение героев к нему, и этого было для меня достаточно, чтобы проводить ранее, в том числе и неделю назад определенные соответствия и ассоциации.
Сначала хотел бы обратить внимание на то, что мы не можем себе представить чего-то, чего не видели ранее. Сейчас объясню что имею ввиду. Например я скажу – давайте представим книгу – и мы все представляем кто на что горазд, кто-то книгу в твердом переплете, кто-то с ярко определенным цветом обложки, кто-то тоненькую, кто-то толстую, кто-то старую, а кто-то – электронную читалку или что-нибудь еще более современное. Все что мы представил – неважно кому что первым в голову пришло – все это мы видели когда либо или целиком или по деталям. Если скажу представить очень страшую зверюшку козявомонстра – то наверняка она будет составлена из тех объектов реального мира которые мы видели, возможно мы лишь где-то изменили степень изгиба рогов, длину шерсти и глубину зелености, степень прилипучести.
К чему я веду это – к тому, что не получиться написать что-то свое, чтобы оно было координально новым и создающим целый новый вид литературы, если писать так, собирая из того, что видишь. Нужно что-то большее. Нужно моделировать и создавать свои образы и персонажи самому. Но как? Как Толкиен придумал эльфов, когда до него эльфами называли лишь летающих с цветка на цветок маленьких человечеков с крыльями бабочек? Как он придумал и продумал целые несуществующие в реальности культуры и даже языки, хоть и был филологом?
Думаю каждый писатель или художник так или иначе задавал себе подобный вопрос. Может не задавал, но без ответа на него, точно не мог написать того, что сегодня называем классикой. Конечно это мое субъективное мнение). Оно таково – нужно переложить то, что ты видишь, но не относящееся к глазам на то, что глаз может увидеть, представить, и из внешнего представить то внутреннее, что так не мог объяснить никому..
Помню первый раз прочитывая, как сжималось сердце на новость об отплыве последних эльфов – казалось, что все хорошее что было в мире навсегда его покинуло, остались лишь люди с их скучными вечнораздуваемыми проблемами, как будто погасла последняя звезда всегда радующая в ночи, ставшая такой привычной и необходимой, и так резко исчезнувшая.
Но отошел от темы. В общем если коротко написать, что я хотел сказать на протяжении последних нескольких абзацев – не согласен с теми, кто говорит, что Средиземье Толкиена совершенно вымышленное и в нем нет никаких пересечений с нашими жизнями, будь-то исторически или как-то иначе. Он первым написал что-то такого рода и его образы прямо попадают в цель и совпадают с нашими ассоциациями, с тем что мы называем красивым высоким, или низким жестоким. Для этого нужно было взять что-то за основу и потом придумать определенного рода фильтр, который создавал бы что-то оригинальное, особенное.
Ладно не суть). Вдался в подробности доказательства, до того, как сказал что именно хочу предложить вниманию, или иначе – какие мои ассоциации попали на образы построенные проффессором.
Кольцо Всевластья. "Моя прелесссть"."Моя собственноссть"."Мое, оно мое!"."Не предлагай мне его Бильбо, я вижу сколько добра я мог бы сделать используя его силу, только в конце я бы стал вашим новым темным властелином"."Ты предлагаешь его мне Фродо? Да я хочу взять его, и я буду мудро править миром, неотразимо прекрасная и холодная!"."Мы бы могли осторожно контролируемо использовать его силу, чтобы защитить Минас-Тирит и нанести решающие поражение".
Не знаю как у кого, но для меня это зелёным по-черному – искушения. Пройденные или проваленные. Любимых грехов, которые мы нежно гложим, да-да моя прелессть. Он мой, да-да он мой и ничей больше. Я его полностью контролирую и знаю что делаю. Только потом говорят "я знаю это кольцо. Оно изменило вас сэр Фродо". И оказывается что все падали по его коварству. И оно в своей ненавести объединяло все темное, чтобы ввести свой порядок, тех кто находил и пытался использовать в своих целях предавало и уничтожало, овладевала всем существом и делало своими слугами. Для меня это пункт в котором мой настоящий враг сливается с врагом из книги. Зло одинаково. И точно так же, как иначе читаешь "Хроники Нарнии" зная, что лев Алекс – Христос, "Властелин Колец" читается и ощущается, зная что кольцо – это враг.
Друг мой Дима спрашивал что то вроде, "а какой смысл кольца всевластья? Что Саурон туда поместил свои вредные привычки и зависимости?". И как ответишь тут.. Каждому из нас оно предлагается каждый день и мы даже пытаемся "контролируя его силу им пользоваться". Одно, знающее наши потаенные желания и порождающее новые, коверкая то хороше что в нас есть, превращая в чудовищ, которые объясняют и оправдывают каждое действие кольца..
 
Что тогда три эльфийских кольца? Что это за кольцо с рубином, поддерживающее огонь в сердцах, разжигающее и потухшие угли? Не любовь ли? Что за кольцо ветра, чьей силой существовал Лориэн – прекрасная страна покоя, в которой терялось время – не надежда ли? Не будет ли тогда кольцо воды верой? Ривенделл – место, о котором каждый знал, что найдет там понимание и помощь. Потоки воды с белыми всадниками – они же двигали горы. Судьба мира была доверена ему на совете прешествующем созданию Братства Кольца
Семь гномьих колец. Не знаю, не сформулировал для себя их значения. Для меня они обозначают каких-то семь душевных качеств. А девять, которые стали потом слугами врага – явно плоть, которая совсем не на нашей стороне. Три эльфийских сокрыты от врага и их силыа открывает нам его планы, по ком и куда он хочет нанести удар. Семь гномьих и девять мертвых людей – подвластны ему, наши вкусы подвергаются ударам моды и рекламы, наши желания добрые тети с экранов так хорошо понимают и так убеждают что это хорошо а не плохо, а все тело лишь подтверждает их слова.. И вера, надежда, любовь сокрыты были бы лишь до времени, если бы не Христос. А после уничтожения кольца всевластья нас ждет лишь Валинор и в этом мире мы не нашли бы покоя – слишком многое в нас к нему привязано, слилось с тьмой настолько, что мы этого даже не понимаем.
В Валиноре, где вера, надежда и любовь наши сердца обретут покой и гармонию. Мы уже одной ногой там и благодаря ему наши глаза сияют чистым светом.

Книги как улыбки, как легкий весенний ветерок, как запах молодой травы, как звонкая песня ручейка, теплые объятия, слова поддержки друга, мудрое наставление. Жизнь как музыка – бывает невообразимо острой, бывает глухой и расктистой, бывает тихой, тонкой, но крепкой и устойчивой нотой. Бывает веселее и бывает похмурнее. От нас зависит захотят ли ее слушать и будет ли она чем-то, что будет поднимать людей в небо. Мы можем смотреть и видеть сердца людей и пробиваясь через лязг и шум находить там их личную песню. Можем поддержать их, подпевая или играя на арфе. Можем помочь окрепнуть и дать увидеть прелесть тишины, прелесть личного и близкого вместо осененного видом и величием.

Будем слушать небесный хор и стараться не фальшивить, стараться не так, что оставлять право на ошибку, из-за того, что мы только стараемся – наоборот, стараться так, чтобы любая ошибка была для нас фатальной, но прощена нам по Его великой милости к нам.

Не будем пренебрегать прелестью глубины, когда толщи вод оставляют от кричащего лезущего испоганить душу только невнятный смутный гул, когда каждая вещь наполнена смыслом и во всем виден первоисточник. Когда важны не знания, а любовь, в которой новая мудрость – мудрость новой эры, названной нашими именами.

Это действительно пишу я, своими руками, глядя на черно-зеленый экран. Это действительно то важное и сокровенное, что я могу рассказать с прошедшей недели. Это действительно частичка меня, та частичка, которая просуществует дольше земли. И хоть местами слова мои могут быть непонятными, пафосными, наивными, глупыми – я от них не отказываюсь, потому что тут я, воспринимайся я надменным или глупым, или непонятным, сумбурным. Я далеко не идеален и не умею донести хорошо. Если что-то кажется пафосным, значит почти наверняка прочитано не то, что я вкладывал, или прочитано не на той глубине. Я не пишу из традиции, я не пишу просто для тренировки что-то почитать или по важности просявящения житием своим, ибо бред это, так как жизнь такая же как и у всех. Не добавляю для красного словца а стараюсь написать столько, чтобы ничего нельзя было отнять не ломая написанного. Я не пишу, потому что надо, я не пишу потому что это важно, я не пишу потому что это влияет – хоть все из этого имеет место. Я пишу потому что это мое призвание. Я не хочу вколотить в головы какие-то свои представления, или наставить на путь истинный – хоть это и имеет место, не это моя цель.
Хочу, чтобы мы созидали друг друга в любви, были друг ко дружке всегда рядом сердцем, даже когда нет возможности быть физически. Чтобы каждый служил своим даром и полагался на юродство проповеди более чем нам продуманные концепции или принципы. Чтобы каждый из нас видел насколько безумен он для мира и с огнем в глазам мог сказать – и это классно).
Так что не унывая, с горящим сердцем – вперед друзья ;)