Monday, March 29, 2010

21.03.2010

ну и неделя...


в понедельник осознал, что практически осталось 3 занятия с теории вождения. Во вторник пошел в Феникс посмотреть компрессоры для аэрографа и заодно купить мыла, вернее наоборот. В отделе с моделями того пожилого человека не было и по том как она обслуживала клиентов я понял, что она ничего в этом не смыслит. Увидел господина который покупал краски - решил спросить у него про магазинчик в котором можно компрессор купить, так как он не помнил точной улицы я ему дал свой эмайл. Вечером мне пришло от него письмо, в котором среди прочего он написал, что может уступить мне 12 вольтный компрессор б/у, только для того чтобы им пользоваться нужен или автоаккумулятор или устройство сделать для его зарядки. Ну я сразу вспомнил что папа такое устройство уже сделал и пишу ему, что это был бы хороший вариант. Договорились с ним на пятницу, он подъехал к моей общаге показал мне компрессор, мы подключили аэрограф пошпуляли водой, он мне показал там азы, дал пару советов и поехал..не взяв не гроша...так благословляет Бог... кроме того что новый компрессор самый дешевый стоит 250 зл, когда я был в Фениксе я сначала хотел посмотреть компрессор, а потом покупать мыло, но ошибся этажами и произошло наоборот - иначе я бы его не увидел...Мы с Михалом попрощались, договорившись что будем на связи...так вот...
В среду дочитал Властелина Колец в оригинале. Читал с октября. Читать можно было только в библиотеке, и читал, сколько времени было, когда больше когда меньше..
Еще во вторник сходил к госпоже, которая отслеживает иностранцев в политехе, она дала список документов которые надо собрать, в четверг пошел продвигать медицину, пока лишь записался в местный пункт, в понедельник постараюсь записаться к врачу чтобы получить нужную справку..
Еще в четверг мне дал братик ссылку на сайт хорший, для учебы английскому языку...как-то я трудно здесь сформулировал такую простую вещь...Там все просто - выбираешь текст, слушаешь как его читают, выбираешь незнакомые слова, их переводят, потом с ними работаешь отдельно, чтобы к ним привыкнуть и их запомнить..Я взялся за "Последнего из Могикан"...позже получил смску от брата, что у дедушки инсульт в левом полушарии, он на половину парализован и его увезли в реанимацию..
В пятницу смотрели фильм "Катынь", я вспоминал рассказы тети и думал как там было человеку из моей семьи...В середине фильма получил смску от брата, что умер деда..
Деда..любимый деда...
Это человек который во многом воспитал мой характер, воспитал мое отношение к жизни, человек...который делал все возможное и невозможное для нас..
Нам это трудно представить сейчас, сидя перед ноутбуками и мониторами, то что это далеко не у всех есть...Деда с бабушкой сделали все возможное, чтобы своих детей поднять на уровень выше - из простых рабочих и водителей в интеллегенцию, и им удалось это...это трудно передать что там внизу...наверно если бы мы пожили так один месяц мы бы изменили коренным образом свою систему ценностей, а если бы пожили год, не знаю не сломались ли бы мы...
Человек, практически от рождения инвалид - медсестра сделала неудачно прививку в ногу и перебила нерв... Я раньше увидел этого дедушку - Володю, чем маминого папу - Бориса. И помню когда увидел дедушку Бориса спрашивал почему он не ходит с палочкой.. Для меня тогда было нормальным это...
Эх..деда...так я сказать мог только ему...
Борис - это дедушка... наверно дедушка Борис умер, когда я был еще слишком мало чтобы поговорить с ним, я к нему приезжал изредка и ненадолго...мы никогда не проводили с ним много времени вместе - всегда были какие-то хлопот, а я впридачу был маленький охломон в то время, сколько бы мы сейчас могли обсудить...сколько он бы мог интересного рассазать, сколькому научить...Бог мне оставил его уроки - что-то я узнаю из рассказов других о нем и говорю себе "вау - и это мой дедушка был?"... он тоже шалел в школе, как и я...главным его уроком для меня остается его подвиг...он собой спас меня, брата и маму с папой...больше десятилетия он опекался бабушкой, его женой до развода, ее характер и способы воспитания..эх...если бы не деда я бы не писал эти строки - уже бы обиделся на тех кто не читает ничего... я бы наверно не писал вообще...лучше не думать кем бы я был, а с благодарностью помнить об этом... это самый благородный поступок наверно, который вплотную прикоснулся моей жизни...
А деда...дедушка Володя...это был человек намного более близкий, в смысле мы обсудили все...я прожил с ним бок о бок более года моей жизни...Человек теплый, радостный, мужественный, сильный, оптимистичный, твердый, ответственный...
Помню как он встречал наш на вокзале в 6 утра, рядом со своим запорожцем, я помню запах машины. Я даже помню первый раз, когда поехал на коникулы в Могилев - помню саму пустую утреннюю дорогу улыбающегося деду.
Он все время что-то мастерил, чинил...Это он меня научил пилить, колоть дрова, забивать гвозди, как растапливать печку. Он научил меня ценить окружающий мир, его красоту.
Сколько раз я видел подобный вид от хаты к дороге, с дедой за рулем...Сколько раз отправляясь в дорогу я слышал это сильное русское "С Богом.."
Я самый младший из нас трех - двоюродный брат старше на 5 лет, братик на 3 года. На каникулах они всегда тусили вдвоем, я же оставался с дедой и бабушкой, когда они отправлялись в свои путешествия...
Сколько личных моментов..деда обожал когда ему делали массаж, а я очень любил его ему делать, деда сильный человек и ему не были болезненными мои даже самые сильные щипки и битье моими кулачками.
К нему можно было просто прижаться и помолчать...он обнимал за плечо говорил "ну что Илюшка..." и мы молчали дальше...Сидели вмести с ним в машине в дождь...он очень любил это...
столько воспоминаний и я не знаю как привести их в систему, чтобы было легче читать, и было можно понять...
столько всего вместе...поездки в грибы, малину..я как младший был рядом с ним, мы ходили неподалеку от машины, пока остальные разбредались по лесу...
рядом с ним я игрался машинкой, с ним мы играли в "Дурака"...его рассказы мы слушали пооткрывав рты...
"возвращался со школы - килёметров 10 от моей деревни - спускаюсь с холма и смотрю - волки сидят по две стороны от дороги. Я замер. Жду. Они на месте. Но ночь на дворе, надо домой идти. Я шажок вперед, они на месте. Так поволютку подошел к ним - а это два пня.."
Друть. Мало кто знает о 100 километровой реке с таким названием. Мы любили ездить к ней, хоть это было редко - река быстрая, вода в ней всегда холодная...Помню все время лодкой переправлялись на островок в середине речки и там себе плескались, Ник с Витом ловили рыбу, я плескался, строил запруды (мне рыбу предлагали ловить когда я стал чуть по старше, но я не любил рыбу и рыбалка поэтому была для меня немного бесполезна).. однажды меня подхватило течение и я почувствовал как съезжаю по песку пятками, стоя по шею я успел лишь захватить дыхание - плавать тогда не умел...Медленно съезжая я был в воде уже по макушку когда меня выхватил деда...
Помню как о с веселым кряхтением грелся у печки...как сидели в зной в дровнике и смотрели сквозь открытую дверь..кораблики из коры..
когда были помладше мы почти каждое лето копали новую яму и делали в ней печку. Собственно не мы, а Виталик с Ником. Первая печка была просто боковым углублением в земле, в которое после дединого техосмотра потом положили дровишек, и мы сидели и смотрели на огонь в своей печке.. утром появились норки - кроты и мыши потянулись к теплу..
В деревне недалеко от дома - метрах в 800-1000 может чуть больше/меньше стояла электростанция, и на ней раньше жили электрики, но потом они умерли их дом остался пустым и.. мы туда ходили за нужными вещами - например взяли 6-8 кирпичей на печку во второй яме, еще целую баночку Нескафэ набрали разных шайбочек болтиков и т.п. для деды..

Он влюбил меня в приключенческую литературу. По его перессказам 20000лье под водой и пятнадцати летнего капитана я прочитал всего Жуль Верна и Марка Твена который был в библиотеке...
Он открыл нам свой мир - простой и свободный, только сейчас начинаю понимать насколько мудрый.. Мы привыкли на кухне решать судьбы государств и приговаривать к смерти людей, говорить чтобы сделали на месте того или иного человека и насколько это было бы лучше... Деда просто жил, радуясь пусть и небольшой подвышке к пенсии, яркому солнечному дню, поездке без перегрева двигателя и.. звездам и луне...
Сколько мы стояли на внутреннем дворе и смотрели на небо...вокруг тишина...нет ни машин ни света, только золотая россыпь звезд на небе...
Помню как приходишь в хату после такого созерцания..глаза режет шестидесятка, тепло, уютно..натоплено...было время для разговоров а потом шли спать...
Вода из колодца...трудно писать...студеная, выпитая из поллитровой зеленой с побитой эмалью кружки...такой воды нигде не купишь...
Он был нашим героем, он был нашим авторитетом, нашим покровителем и защитником перед родителями, он был справедлив и милостив одновременно... С ним мы катались по лесам, смотрели на комбайны...
Возвращаясь к печечкам в ямах - на второй печке Ник с Витом пробовали сделать свечку из банки нескафе, какого-то шнура и самодельно в этой банке натопленого воска из пустых сот...
В третей яме погибли хорошие пассатижи...Мы в ней сделали печку даже с металлической дверькой, сделали полочку для инструментов, где-то нашли умывальник и провели через где-то найденные трубы от лужи на дороге к яме водопровод.. Потом я чем-то траванулся, ночь бегал, яма была у взрослых не особо в голове, я сел на диетку (никогда не забуду как бабушка мне дала полломтика хлеба и посыпав солью сказала "на скушай хлеба с солькой") - а каким-то очередным утром оказалось, что ночью был сильный ливень, всю яму размыло попереламало овражками, и погибла часть дединого инструмента..
С ним мы переберали и латали велосипеды. Разбирали их до последнего винтика (помню как деда сдул со втулки металлическую пыль и сказал что до такого состояния велосипед доводить нельзя) - и щедро все смазывали, вулканизировали камеры...Сколько деда всего изобрел там...сколько разных приспособлений..
Человек все время воевал с собой...
Я не могу без слез смотреть на эти фотографии...я рад что он такой счастливый...он таким был все время...Он только на общих фотографиях делался серьезней..
Деда любимый...сколько вещей которые я не смогу никому объяснить...сколько вещей которым ты меня на учил...как ты нас любил...
дачники...устройство для натачивания...тумбочка с квадратной ручкой по правой стороне и большими зелеными ножницами в нижней полке слева..белаятруба на крыше ...скамейки...колодец...ворота...дровник... дожди..березовая роща...поле...ножовка...открытый багажник в нем колесо плашмя под ним пасатижи ключи и отвертки...ганак...палочка ручка из клена к ней..двойная стальная трубка..будапрен...синяя печка...красные доски...дверные ручки...крючки...нескошенная трава под машиной...пыль на двигателе...вышка...лестница...база...сад...маркович...смородина...малинник за домом...ручное сцепление...наклейки с миккимаусом...брелок-русалка...боровик...подберезовик...нож с квадратным концом...улыбка и "Илюююшка мой..." голубоглазый мой неужели тебя нет?...неужели то, что невозможно написать закончилось?..твое пыхтение стало моим пыхтением...твоя ширококостность стала моей ширококостностью...твой мир стал моим миром...ты открыл его мне...твое "эй илья, смотри ястреб змею схватил"..."хлеб и вода - молодецкая еда"..."съема хлеба с огуркем"...твои сильные руки и широкие плечи, мозолистые руки, погнутый ноготь на большом пальце - это все живо в моей памяти, как будто я сейчас не здесь а там...

Не думали мы с Ником этим летом, что на месте лавочки которую мы ставили так скоро будет твоя могилка...
ты научил меня не стыдится себя такого как я есть...ты просто и молча научил меня смотреть в жизнь глубже и шире чем многим дано...
столько без тебя потеряло смысл...
вот еще пару слов от моего братика из нашей переписки в скайпе:
[8:28:35 PM] nikita gradovich: Немного подробностей опишу, потому что понимаю какого тебе
[8:29:50 PM] nikita gradovich: В то утро деда отлично себя чувствовал, на таком подъеме был. Когда тетя уходила на работу махал рукой ей, потом позавтракал с папой. Когда тетя позвонила с работы -- весело доложил ей, что с папой хорошо покучали все что она оставила
[8:39:17 PM] nikita gradovich: Так хорошо поговорили, что у нее аж настроение поднялось. Потом папа пошел за билетами, а деда остался дома. Побрился, помыл голову, красиво оделся и пошел прогуляться. Первый раз за год вышел. Тетя просила далеко не ходить, потихоньку. Пошел к магазину, к минирынку. Там встретил соседку Ядю со второго этажа, дружески похлопал ее поплечу, хорошо поболтали, поделились, что вот после зимы выбрались. Деда поделился, что поставил аккумулятор заряжаться для машины. В общем хорошо поболтали. Ей надо было еще покупать, а деда домой пошел к аккумулятору. Поэтому он пошел вперед, а она позади, как все купила. И тут возле банка смотрит, деда на ступеньки приседает, за пирила держится. Пока подошла он уже сидел. Она поддерживала, а то начал заваливаться. Подоспели еще люди из банка. Милиционеры говорили, что знают этого дедушку, вызвали скорую, а деда все говорит "Домой, домой, домой", так в больницу не хотел. Потом отнялась речь. К приезду врачей уже ничего не говорил. Забрали в реанимацию. А соседка поспешила сообщить тете на работу. У деды было обильное кровоизлияние в мозг в левом полушарии. Правую часть парализовало. Он был без сознания. Все как у бабушки. Это давление. Не выдержал сосуд. На следующий день, в пятницу, в 10 утра он умер. Удалось упросить врачей отказаться от вскрытия. Они обязаны его произвести не зависимо от желания родственников. Не провели. Счастье, что была соседка рядом когда все случилось.
[8:42:13 PM] nikita gradovich: Все так невероятно, так быстро, у него было еще столько планов, он еще так ждал нас... Скучал по бабушке очень... Говорил об этом всем, и тете и соседкам. Говорил, что сил уж нет, так скучает, но ждал нас. Как узнал, что мы приедем начал считать дни. Папа пытался не обнадеживать, а он: "Я все знаю, мне Алла сказала, они 10 числа приедут!"
[8:42:39 PM] ilkadi: ...
[8:43:13 PM] nikita gradovich: Он такой милый, такой хороший, такой любящий, такой мечтатель, такой энтузиаст
[8:44:38 PM] ilkadi: ...
[8:47:13 PM] nikita gradovich: Илка, я ведь боялся, когда дедушка Борис, бабушка Тамара в гробу лежали, не прикасался. А тут просто не могу, гладишь ручки, грудь, шеки, ногтик на большом пальце, который от палочки заворачивался. Илка, он ведь такой замечательный! Он ведь жил нами, он все что мог делал, последнее был готов отдать и отдавал
[8:47:36 PM] ilkadi: ;(
[8:48:30 PM] nikita gradovich: А лежит и все ждешь, что глаза откроет, все кажется что дышит... Галюники такие... Без него так пусто, столько всего смысл теряет...
[8:52:43 PM] nikita gradovich: Гроб до деревни везли на автобусе. Все тает, все залито, потому доехали только до дороги большой, напротив дома. Там ждал трактор с прицепом. Перегрузили гроб, венки, крест в прицеп, сами все забрались и поехали. Трактор ехал деревенской дорогой на лесное кладбище, где бабушка лежит. Иначе бы и не проехали. Но даже и там грязь такая, что на машине и подавно не проедешь. Колеины такие. Как приехали, выгрузились, пошли к уже готовой яме. Яма на том самом месте, где скамеечку с тобой делали. Я фотку прислал тебе. Ктобы мог подумать, что и года не пройдет... Похоронили, там небольшое застолье для гостец было. Большое спасибо всем кто помог. Без этого никак.
"[8:53:05 PM] nikita gradovich: А вот сегодня Виталя с папой сделали новую скамеечку на новом месте...
[8:53:17 PM] nikita gradovich: Я всетки в душ
[8:53:34 PM] ilkadi: ...
[9:06:24 PM] nikita gradovich: разревелся совсем
[9:06:58 PM] ilkadi: ты не против если то что ты мне написал я в дневник впишу?..
[9:07:07 PM] nikita gradovich: нет
[9:07:26 PM] ilkadi: эх деда...деда...
[9:07:51 PM] nikita gradovich: только ошибки отредактируй
[9:08:10 PM] ilkadi: конечно, не переживай, что найду исправлю..
[9:17:00 PM] nikita gradovich: Мама утешила меня. Папа рассказывает, что деда изменился в последнее время. В разговорах благословлял и сам говорил о Боге. Совсем не так как раньше, когда он избегал этого. Папу это очень радовало и он говорил ему об этом. Нам дано знать человеческих сердец. Хочется верить, что Милостивый Господь спасет такого любящего, самоотверженного и доброго человека. Хочется верить, что я много не знаю. Ведь только при мысли что деда или бабушка попали в... Я просто плачу. Я надеюсь, что это Божий план, и Он вовремя взял к себе деду и мы с ним еще встретимся. Пока же остается только молиться и ждать
[9:17:16 PM] nikita gradovich: не дано знать*
[9:17:43 PM] nikita gradovich: Пойду мыться
[9:17:49 PM] ilkadi: да иди..
[9:17:55 PM] ilkadi: они светлые люди..
[9:18:02 PM] ilkadi: а весь свет от Бога..
[9:18:11 PM] ilkadi: других путей нет..
[9:18:35 PM] nikita gradovich: Брат, сколько хорошего о нем говорили!
[9:18:42 PM] nikita gradovich: Он со всеми был приветлив!
[9:19:11 PM] nikita gradovich: Он как увидит что соседка идет вешать белье, в носках спускался открыть ей дверь в подъезд!
[9:19:23 PM] ilkadi: деда..
[9:21:48 PM] nikita gradovich: Махал в окошко рукой, все приглашал посидеть, поболтать. Очень общительный был. И с тетея Аллой тоже. Она придет с работы усталая, а он интересуется, как работа, как больные. Ей надо карточки писать и он по-отцовски следит, напоминает. А как едет к нему, так и супа приготовит, картошку начистит, все помочь спешил. На 8 марта всех женщин знакомых обзвонил поздравил. И маму, и сестер своих двоюродных и много-много кого
[9:22:36 PM] nikita gradovich: Я пойду всетаки"

знаю братик это тяжело читать...знаю что слезы наворачиваются на глаза...но это надо помнить...допиши то, о чем я забыл...

если кто-то думает, что я придерживаюсь правила "о покойных или хорошее или ничего" - развею ваши сомнения...деда и вправду в жизни мухи не обидел...(вспомнил правда как он шершню вместо жала  травинку полметровую вставил и пустил на волю, но этот случай был единственный)

цените то что у вас есть...